Речь ребёнка: повод для беспокойства

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов, это вызывает тревогу родителей, и они обращаются к логопеду.

Ну а если ребенок говорит много, но плохо? Нередки случаи, когда малыш в 3-4 года говорит так невнятно, что понять его может только мать. Бывает, что в этом возрасте дети не произносят некоторых звуков, заменяют одни звуки другими, имеют нарушения ритма и темпа речи – говорят захлебываясь, очень быстро, или наоборот, тянут слова и т.д. Такие нарушения, как правило, мало волнуют родителей, и они склонны объяснять их тем, что «маленьких детей вообще трудно понять».

Конечно, на ранних этапах развития артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки речи. Однако это можно считать нормой для детей не старше 2-2,5 лет. Если же дефекты артикуляции отмечаются у более старших детей и держатся стойко, нужно принимать меры к их устранению. Когда эти дефекты и у маленьких детей выражены очень сильно, на них необходимо обратить внимание – не связаны ли они с каким-либо расстройством.

В настоящее время расстройства речи изучены достаточно хорошо, и многие из них успешно устраняются. Если родители будут знать, что является отклонением от правильного развития речи, это поможет им вовремя обратиться к специалистам. Можно выделить следующие основные группы нарушений:

· нарушения звукопроизношения;

· нарушения ритма и темпа речи;

· расстройства речи, связанные с нарушением слуха,

· недоразвитие речи или утрата речи.

Нарушения звукопроизношения выражаются в отсутствии некоторых звуков (ребенок пропускает их в словах), искажениях звуков (ребенок неправильно их произносит) и в замене одного звука другим. Такое произношение на втором-третьем году жизни ребенка может считаться закономерным явлением. Если же дефект произношения держится и в более старшем возрасте (4, 5, 6 лет) — то нужно обратиться к логопеду.

Расстройство ритма и темпа речи бывают двух видов: несудорожного и судорожного характера. Нередко речь детей становится малопонятной, неразборчивой вследствие того, что нарушается ее темп: она или очень замедляется или очень ускоряется – это нарушения несудорожного характера. Заикание – расстройство темпа и ритма речи с судорожным спазмом речевых мышц. Заикание наблюдается в раннем возрасте, когда ребенок еще плохо говорит, имеет немало дефектов артикуляции. Если в это время ребенка перегружают в речевом плане, может начаться заикание. Подчас родители не могут указать точное время начала заикания, так как оно возникает и усугубляется постепенно. В основе развития такой формы заикания лежит перевозбуждение речевых зон головного мозга. Поэтому первой мерой должно быть введение «режима молчания» на 7-10 дней. Нужно успокоить малыша, не позволять ему говорить и самим ограничить речевое общение с ребенком. Такое расстройство может оказаться очень стойким. Как только у ребенка возникло заикание, следует обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания. Обычно все дети переживают когда-либо состояние испуга, переносят более или менее тяжелые инфекции, бывают свидетелями конфликтов. Однако заикание возникает лишь у сравнительно небольшой части ребят. Вот почему считается, что заикаться начинают дети, имеющие предрасположенность к этому – очевидно, дети с некоторой конституциональной слабостью нервной системы. Действительно, у заикающихся детей часто можно увидеть и другие признаки невротического состояния: плохой аппетит, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи и др. При лечении заикания нужна как логопедическая, так и медицинская помощь. Заикающийся ребенок должен находиться под наблюдением невропатолога. Как показывает опыт, наиболее эффективным оказывается курс реабилитации в стационаре. При появлении первых признаков нарушения ритма и темпа речи у ребёнка следует немедленно обратиться с логопеду и неврологу.

Нарушения слуха и связанные с ними расстройства речи. Даже незначительное ухудшение слуха приводит к задержке развития речи. Если же в этот период имеется значительная потеря слуха, речь ребенка развиваться не будет. Когда хотят выяснить, слышит ли маленький ребенок, то, прежде всего проверяют, как он реагирует на звуки средней громкости и громкие: разговор, крик, звонок. Если малыш не оборачивается на эти звуки, то с большой долей вероятности можно сказать, что у него есть нарушение слуха. Однако и если вы хлопнули дверью или похлопали в ладоши, и ребенок дал реакцию – это вовсе не доказательство наличия у него слуха, т.к. это может быть реакция на вибрацию воздуха, а не на звук. Для более старших детей – около пяти месяцев и более – хорошей пробой является следующая: ребенку дают две одинаковые звучащие игрушки – дудки, резиновые птички, шарманки. Одна из игрушек исправна, а другая испорчена. Если ребенок слышит, он всегда выбирает звучащую игрушку, слабослышащий ребенок будет играть с обеими игрушками или обе оставляет без внимания. При малейшем подозрении на нарушение слуха нужно обратиться к врачу. У детей примерно с пяти лет имеется возможность очень точного определения того, в каких пределах потерян слух, с помощью специального прибора – аудиометра. Аудиометр позволяет выяснить, какие звуковые колебания и при какой силе ребенок воспринимает. При обследовании слуха с помощью аудиометра вычерчивают кривую, отражающую состояние слуховой функции малыша.
Затруднения в овладении речью возникают уже при снижении слуха на 15-20 децибел. Эти дети уже требуют специального обучения и лечения.

Недоразвитие речи и утрата имевшейся речи. Недоразвитие речевой деятельности — алалия – является или следствием того, что созревание нервных клеток речевой зоны левого полушария в силу каких-то причин запаздывает, или результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях, родовых травмах вскоре после рождения. Утрата речи – афазия — происходит при очаговых поражениях речевых зон коры мозга у детей или у взрослых, речь которых уже была сформирована. Алалии разделяют на моторную, когда страдает речь самого ребенка, и сенсорную, когда нарушается понимание речи других людей. У детей, страдающих алалией, речь начинает развиваться позднее, словарный запас пополняется медленно, слова используются в речи неправильно. Ребенок часто ищет нужную последовательность звуков в слове, но не может ее найти: это приводит к многократным повторениям, перестановкам слогов, искажению слов. Дети-алалики не изменяют слова по числам, падежам, в их речи отсутствуют связки. Частым нарушением при алалии является несформированность моторики: дети малоподвижны, неловки, медлительны. Тонкие движения пальцев рук плохо координированы или нарушены. Ребенка следует направить в специальные дошкольные учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи для проведения специальных коррегирующих мероприятий.

Итак, если ребёнок к 2-2,5 годам не начал говорить, если малыш 3-4 лет и старше говорит «смазанно», спотыкаясь, «шепелявит» если при разговоре виден кончик языка между зубами, следует немедленно обратиться к логопеду. В детском саду № 7 «Филиппок» в течение учебного года действует консультативно-диагностический пункт, где родители малышей могут бесплатно получить консультацию специалистов.

Со всеми речевыми нарушениями можно справиться полностью или добиться значительного улучшения состояния речи ребенка, при условии, что родители будут помогать специалистам преодолевать речевой дефект настойчиво, с верой в успех.

Подготовлено специалистами детского сада № 7 «Филиппок» по материалам книги М.М. Кольцовой «Ребенок учится говорить». М., 2002.