Для чего нужна артикуляционная гимнастика

imageФормирование правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс. Ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной речью.

К четырем-пяти годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается.  Внятность и чистота произношения звуков зависит от многих факторов и, в первую очередь, от анатомического строения артикуляционного аппарата, от того, как действует язык, губы, челюсти, от умения человека ощущать, чувствовать движения органов артикуляции.

Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже, если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения. Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.

Как проводить артикуляционную гимнастику?

Артикуляционной  гимнастикой желательно заниматься ежедневно, по 5-10 минут.

В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движения. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом.

При подборе упражнения необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.

Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять упражнения. Для этого, дорогие родители, вам необходимо самим научиться выполнять артикуляционную гимнастику. Не удивляйтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас, ведь для их выполнения необходим определенный навык.

Артикуляционную гимнастику для детей  лучше проводить в игровой форме. Для этого хорошо подходят стихотворения, сказки,  они  сделают ваши занятия интересными, и эмоциональными. Можно самостоятельно изготовить игру «Рыбки», которая очень нравится детям. Из белого картона вырезаются небольшие рыбки, на них рисуют картинки-символы упражнений. На каждую рыбку надевают обычную скрепку для бумаг. Теперь необходимо сделать удочку. Для этого понадобится палочка сантиметров 20, тонкая веревочка около 10 сантиметров и магнит. Веревочка привязывается к палочке, а магнит к веревочке. Удочка готова! Теперь отправляемся «ловить рыбу». Ребенок выполняет то упражнение, чей символ ему «попадется на удочку». Увлекаясь игрой, дети стараются как можно лучше соблюсти её условия, и не замечают, что их учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее и быстрее.

Предлагаю для вашего внимания подборку литературы по артикуляционной гимнастике:

Крупенчук О.И., Воробьёва Т. А. Логопедические упражнения.  Артикуляционная гимнастика.

Е.Косинова Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи.

Н.Нищева Весёлая артикуляционная гимнастика.

В.Н.Костыгина Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.