Знакомим детей с профессиями

131355969812821889_normal

 

131355974914198589_normalКак познакомить ребенка с профессиями?

С 3-4 лет дети уже   знают о том,  кем работают члены их семьи – мама, папа, бабушка. С возрастом информация должна дополняться. Чтобы рассказать малышу о таких профессиях как продавец, повар или строитель, можно сходить в продуктовый магазин, в столовую, подойти к возводящемуся или ремонтируемому зданию и на наглядных примерах описать принципы работы и используемые инструменты. Например, продавец взвешивает и упаковывает фрукты, а затем за плату отдает их покупателю. Познакомить ребенка со стоматологом, библиотекарем можно во время посещения больницы, библиотеки.

Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях:

Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?»

В. Маяковский – «Кем быть?»

А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач»

С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа»

Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер»

С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др.

Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик. Кроме стихов, можно использовать загадки о профессиях, рассказы.

Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера. Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту. В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения), так и купленные тематические наборы (игрушка кухня, набор доктора или пожарная машина). Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с  особенностями профессий, развивают фантазию.

Мультфильмы и специальные видеоролики о профессиях в доступной форме и за короткий промежуток времени наглядно демонстрируют особенности труда швеи, машиниста или художника. Ребенок, наблюдая за действиями персонажей на экране, имеет возможность увидеть и выучить названия ранее незнакомых предметов и действий.

Производители детской продукции предлагают нам  в помощь разнообразные карточки и плакаты с изображением представителей разных профессий в их рабочем процессе: пекарь – готовит хлеб, балерина – танцует, кассир – выбивает чек. Рассматривая изображения вместе с ребенком, взрослые могут задавать наводящие вопросы, обсуждать внешний вид работника и нарисованные аксессуары.

В детском саду на занятии,  чтобы ребенок мог рассказать о профессии  используется  некий план (схема):

Ребенок четко называет профессию и рассказывает   о том, что именно делает тот или иной работник  (повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику).

Далее описывает  место его труда. Например, для врача и медсестры – это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно попросить назвать  ребенка чем один костюм отличается от другого ( во что одет милиционер, а во что пожарник, машинист поезда).

Ребенок  называет используемые  в процессе работы оборудование или инструменты. Полицейскому нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп.

Называет получаемый в конце работы результат: приготовленный обед, вылеченный зуб.

В конце беседы стоит поговорить с ребенком  о значимости, полезности и необходимости труда одного человека для других.  Учитесь обучать малышей, играя!

Очень важно, чтобы ребенок еще до школы познакомился с разнообразным трудом взрослых,  научился   ценить результаты этого труда, узнал об отношении  людей к любимому делу,            к любимой профессии,  научился отображать  их в своих творческих сюжетно-ролевых играх, пробуя себя то в роли фермера, то продавца, то художника, то врача, изображая в игре взаимоотношения людей разных профессий, их взаимопомощь и взаимовыручку.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.